В декабре Мосгордумой принят Закон «О землепользовании в городе Москве». Основная цель принятия данного закона – приведение земельного законодательства города Москвы в соответствие с федеральным земельным законодательством. Об этом рассказывает Александр Борисевич, сотрудник компании REALEX.

 

Текст: Александр Борисевич (юридическое бюро REALEX)

О новом законе в земельном законодательстве города Москвы

За последние годы законодательство Российской Федерации, регулирующее вопросы земельных отношений, претерпело существенные изменения.

Так, 19 декабря 2007 года Московской городской Думой был принят Закон города Москвы № 48 «О землепользовании в городе Москве» (далее – Закон), который признал утратившими силу законы города Москвы «Об основах платного землепользования в городе Москве» и «О землепользовании и застройке в городе Москве». Закон вступил в силу 5 января 2008 года.

Основная цель принятия данного Закона – приведение земельного законодательства города Москвы в соответствие с федеральным земельным законодательством.

Особо можно выделить следующие положения Закона:

1. Впервые установлено, что все земли в городе Москве относятся к категории земель населенных пунктов.

2. Органам исполнительной власти города Москвы предписано распоряжаться не только земельными участками, находящимися в государственной собственности города Москвы, но и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

3. В случаях, когда федеральными законами не устанавливается обязательность передачи земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в частную собственность, предоставления их на праве постоянного (бессрочного) пользования или безвозмездного срочного пользования, земельные участки предоставляются гражданам и юридическим лицам исключительно в аренду.

Таким образом, законодатель в очередной раз закрепил в Законе положение, согласно которому преимущественной формой распоряжения землями в городе Москве является предоставление земельных участков в аренду.

Что касается приобретения указанных земельных участков в собственность, то с принятием Закона ничего не изменилось – как и раньше, приобрести в собственность земельный участок в городе Москве проблематично, а в отдельных случаях невозможно.

Здесь необходимо отметить, что статьей 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» предусмотрено, что собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом. Отказ в выкупе земельного участка или предоставлении его в аренду не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Следовательно, решение брать земельный участок в аренду либо приобретать его в собственность должно приниматься только собственником объекта недвижимости, расположенном на таком земельном участке. В случае получения отказа со стороны уполномоченных органов (основания для такого отказа должны быть прописаны только в законе) необходимо обращаться в суд для восстановления своих нарушенных прав.

4. Впервые определен конкретный порядок определения цены земельных участков, приобретаемых собственниками объектов капитального строительства и обладателями права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.

В частности, до 1 января 2010 года цена в размере 20 процентов кадастровой стоимости земельного участка устанавливается при приобретении земельных участков коммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями, являющимися собственниками расположенных на таких земельных участках объектов капитального строительства, если эти объекты капитального строительства были отчуждены из государственной или муниципальной собственности.

5. Впервые на уровне закона регулируется порядок установления и снятия запрета на строительство, реконструкцию зданий, строений, сооружений на земельном участке.

6. Порядок предоставления органами исполнительной власти города Москвы земельных участков в аренду в Законе не претерпел существенных изменений. Уточнены сроки договора аренды земельного участка, заключаемого органами исполнительной власти города Москвы, и порядок предоставления в аренду земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

7. Как и ранее, формами платы за использование земельных участков в городе Москве являются земельный налог и арендная плата.

Земельный налог устанавливается и взимается в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законодательством города Москвы.

Закон однозначно определил размер ежегодной арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности города Москвы, и за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена. Теперь размер арендной платы устанавливается в процентах от кадастровой стоимости указанных земельных участков.


9. Собственник или собственники земельного участка, а также обладатели права пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования вправе разделить делимый земельный участок на несколько земельных участков, а также вправе объединить несколько земельных участков в один земельный участок, если они имеют смежную границу.

10. Определен более широкий круг обязанностей собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков по использованию земель в городе Москве.

Таким образом, можно сделать вывод, что Закон базируется на нормах федерального земельного законодательства и более последовательно и четко регулирует земельные правоотношения в городе Москве.

 

Вернуться 

 
ул. Садовническая, д. 14,
стр. 2, офис 317
Тел.: +7 (495) 2300-495

e-mail:info@realex.ru